Главная / Новости бизнеса / Аналитики предложили ввести госрегулирование цен на бензин

Аналитики предложили ввести госрегулирование цен на бензин

Один из способов избежать резкого роста стоимости бензина — ввести госрегулирование оптовых и розничных цен по примеру Саудовской Аравии, пишут аналитики Vygon Consulting. Это означает отказ от рыночного ценообразования

«Стабильный уровень цен [на бензин] обеспечивается только давлением на [нефтяные] компании. Тогда возникает <…> вопрос: почему нельзя перейти к полностью регулируемой модели и обеспечить комфорт для всех участников рынка», говоритcя в исследовании компании Vygon Consulting (консалтинговая компания, консультирует министерства по налоговым вопросам в отрасли) под названием «Цены на бензин: Back to USSR», представленном в среду, 8 августа (есть у РБК).

Аналитики Vygon Consulting напоминают, что в мае 2018 года оптовые цены на бензин в России превысили розничные, что привело к убыткам нефтепереработчиков и АЗС, а также за этим последовал резкий рост цен на заправках. И в ситуацию даже пришлось вмешаться президенту Владимиру Путину.

Дворкович объяснил рост цен на бензин «пересменкой в правительстве»

Бизнес

Это «знаковое событие для топливного рынка РФ, который не прошел проверку на устойчивость при резком изменении соотношения нефтяных котировок и курса рубля», указывают они. При этом экстренное снижение акцизов с июня 2018 года, принятое правительством, «принципиально не изменило ситуацию». «Нефтеперерабатывающие заводы и заправки остаются уязвимым звеном, компенсируя разницу между сдерживаемой государством розницей и рыночным оптом. Разрабатываемые компенсационные механизмы в рамках налогового маневра не совершенны и не дают гарантий будущей финансовой стабильности НПЗ и АЗС», — предупреждают эксперты. Так, планируемое повышение акцизов в 2019 году может привести к еще большему дисбалансу оптовых и розничных цен.

В качестве «альтернативного варианта» решения этой проблемы аналитики Vygon Consulting и предлагают ввести госрегулирование цен на бензин — розничной и оптовой. Так, розничную цену можно индексировать на уровне инфляции, а оптовую привязать к ней с помощью фи​ксированного дифференциала, который будет состоять из усредненных транспортных затрат, расходов на содержание АЗС и нормы сбытовой прибыли, которые составляют около 6 руб. на литр, говорится в исследовании. Таким образом, оптовую цену можно устанавливать по формуле «розница минус 6 руб./л».

В этом случае в акцизы на топливо будет встраиваться «компенсационный механизм», выравнивающий доходность поставок с НПЗ на внутренний рынок и экспорт. Одновременно предусматривается бюджетный механизм для обеспечения стабильных поступлений в дорожные фонды. При росте цен на нефть снижение доходов от акцизов будет компенсироваться за счет увеличения нефтегазовых доходов. Такой подход позволит полностью контролировать розничные и оптовые цены без ущерба для отрасли, уверяют аналитики.

Однако при росте цен на нефть увеличится нагрузка на бюджет из-за необходимости компенсировать нефтеперерабатывающим заводам разницу оптовой цены с мировой. Например, внедрение такого механизма в 2018 году обошлось бы бюджету в 410 млрд руб., подсчитали эксперты Vygon Consulting. «Внедрение такого механизма возможно только при полной или частичной компенсации выпадающих бюджетных доходов. Источником компенсации может быть проведение налогового маневра», — заключают они.

Во вторник, 7 августа, депутаты от КПРФ Валерий Рашкин и Денис Парфенов как раз внесли в Госдуму законопроект о регулировании цен на топливо. Они предложили с 1 января 2019 года ввести предельный уровень цен на бензин и дизельное топливо, который должно установить правительство. Они также выступают за госрегулирование торговых наценок.

Примером жесткого регулирования топливных рынков является Саудовская Аравия, напоминают аналитики Vygon Consulting. Внутренние цены на бензин в этой стране, устанавливаемые правительством, долгое время были одними из самых низких в мире и практически не зависели от нефтяных котировок. Такая ситуация дестимулировала энергосбережение, поэтому потребление бензина в Саудовской Аравии с 1975 года увеличивалось на 6% в год при среднегодовых темпах роста ВВП в 2,5% Однако в новой финансовой программе королевства с 2025 года предусматривается переход к свободному ценообразованию.

В случае свободного ценообразования на бензин в России его стоимость Аи-92 на АЗС выросла бы с примерно 40 руб. до 50,5 руб. за литр в январе 2019 года, подсчитали аналитики Vygon Consulting. ​«С учетом государственного контроля такой сценарий представляется невероятным, но он отражает необходимость оценки целесообразности повышения акцизов», — оговариваются они.

Авторы:
Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова.

Источник: rbc.ru

Читайте также:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*